Красиво собранный номер на самом деле состоит из огромного количества элементов – прыжки, подскоки, повороты, равновесия, волны. И каждый из элементов внутри себя имеет разнообразные вариации. Изучать их все приходится каждой гимнастке, но больше всего упор делается на прыжки – художественная гимнастика на 30% состоит именно из них.
Практически всегда в целом эффективность упражнения связана с высотой и дальностью прыжков.
Эти последние признаки, оцениваемые чисто визуально, проявляются в прямой зависимости от специальных качеств спортсменки - скоростной силы ног («прыгучести») и умения реализовать ее в технике конкретного прыжка.
В качественном прыжке должен присутствовать толчок, вращения и удачное приземление. Помимо силы ног, важна активная гибкость и отличное равновесие.
Процесс выполнения одного прыжка разложен на несколько составляющих. Для каждого из них нужны тренировки, но особенно сильную нагрузку испытают ноги гимнасток.
В момент прыжка задействованы все группы мышц, поэтому тело должно быть способно выдержать эту нагрузку. Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Принципиально возможное количество разнообразных прыжков в художественной гимнастике практически неограниченно. Это объясняется тем, что факторов, определяющих форму прыжка, довольно много, а возможность различных комбинаций этих факторов, объединяющихся в одном прыжке, приводит к образованию практически бесконечного числа разнообразных движений. По этой причине вполне строгая и полная классификация прыжков, в сущности, невозможна. Однако для методических и практических целей оказывается удовлетворительной и упрощенная классификация, которая позволяет до известной степени систематизировать представление о прыжках.
Подскоки — простейший вид прыжков. В типичных случаях исполняются без разбега, без выраженных маховых движений руками и без акцентированных взмахов свободной ногой. Для прыжков такого вида характерна малая амплитуда свободных движений звеньев тела и минимальная высота полета.
Высокие прыжки с двух ног могут быть весьма сложными. Исполняются они с места или с разбега, наскоком на две. В прыжках такого рода используются махи только руками. Высокий полет может использоваться в таких прыжках для принятия эффективных поз, четко фиксированных в полете.
Высокие маховые прыжки отличаются от элементов предыдущей группы использованием в них акцентированного взмаха не только руками, но и свободной ногой.
Таким образом, другой определяющий признак таких прыжков - отталкивание одной ногой. В данных прыжках наиболее типичными действиями в полете являются действия, связанные с фиксацией или с "демонстрацией" позы полета.
Прыжки шагом – широкие прыжки и им подобные включают в себя характерные сочетания определяющих признаков. Это исполнение прыжка с ходу, отталкиваясь одной ногой, с ярко выраженным продвижением в направлении отталкивания и приземлением на одну ногу. Для этих прыжков также типична фиксация позы полета.
Прыжки со сложными поворотами могут исполняться как толчком двумя так и одной ногой. Таким образом, мах свободной ногой здесь не обязателен, однако маховые действия руками всегда ярко выражены, если это относится к прыжкам с поворотом не менее чем на 360°. Исполнение сложного поворота в данном прыжке становится основной двигательной задачей.
Перекидные прыжки - характерная форма прыжков представляющих
собой разновидность сложных прыжков. Определяющим здесь является сочетание следующих признаков: отталкивание одной ногой при выраженном махе другой ногой и руками, сочетающемся с более или менее сложным поворотом в полете, часть со сменой положения ног и приземлением на одну.
Сложные прыжки объединяют в себе не менее двух-трех признаков, которые являются для всех предшествующих типов прыжков (кроме перекидных) определяющими.
В художественной гимнастике прыжок воспринимается как сильное отталкивание от поверхности и набор достаточной высоты для проведения телодвижений или движений с предметом.
Порой всего лишь полуминутное действие на самом деле состоит из несколько фаз, над каждой из которых проводятся отдельные занятия:
Основной фазой в этом списке является момент полета в прыжке, когда и нужно выполнить движение или комплекс движений, используя только тело или вместе с предметами.
В момент полета при прыжке в гимнастике, тело спортсменки принимает различные позы. В среднем прыжок состоит из таких этапов:
При технике выполнения прыжков допускаются некоторые ошибки. Самые распространенные из них выглядят так:
Когда прыжок усложняется наличием предмета, важно умелое его использование. Если предмет будет потерян в ходе выполнения прыжка – весь прыжок не будет засчитан.
Поэтому техника рассчитывает не только на силу ног и скорость, но и на взаимодействие с предметом, гибкость его вращения и хороший контакт.
Качественные прыжки в художественной гимнастике выполняются на базе сильных мышц, нормального веса и хороших скоростных качеств.
Сила и высота прыжка во многом зависят от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует прежде всего укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не менее 5 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопного сустава. Рекомендуем простые, но эффективные упражнения. Сначала необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить к сгибанию и разгибанию голеностопного сустава двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 мин. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно - по 100-150 движений (для удобства обопритесь о стену или стол под углом 70-75°). Полезно сгибать стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать их стопами.
Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плече. Эффективны для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, выпрыгивание с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, в полуприсяде с поворотами на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений.
Данное упражнение очень эффективно для повышения выносливости ног и развития основных мышц. Широко используется во всех других видах спорта и выполняется так:
Разножки прекрасно влияют на бедра, ягодицы, стопы и требуют безупречно ровного положения спины.
Этот вид прыжка относится к сложной группе. В сложных прыжках присутствует сразу несколько простых прыжков. Стандартный прыжок в высоту перекидной делается следующим образом:
Во время выполнения упражнения важна координация движений, грациозность и точность выполнения фигуры, а также корректное приземление.
Пожалуй, самый популярный для обычного зрителя прыжок – прыжок касаясь. Свое название он берет от требования техники исполнения – в фазе полета нога должна быть согнута в колене и стопой нужно коснуться другой части тела. Выглядит прыжок следующим образом:
В момент прыжка нижняя часть тела находится в полушпагате. После приземления необходимо подтянуться и собрать вместе пятки. Прыжок касаясь может выполняться без прогиба назад, с прогибом спины назад, с согнутой ногой без прогиба спины назад, с согнутой ногой с прогибом спины назад.
Этот прыжок можно часто наблюдать в фигурном катании. В момент его выполнения руки заводятся над головой, слегка согнутые в локтях, образуя некую сферу, которая и напоминает форму конфеты «чупа-чупс». Алгоритм действий следующий:
Важно обратить внимание на спину – упражнение диктует вытянутое в струнку тело.
Прыжок шагом в художественной гимнастике иногда называют широким прыжком или прыжок в шпагат. В процессе выполнения не сильно выражены какие-то типичные признаки.
Основная задача прыжка – оттолкнуться одной ногой, задать направление телу вперед и приземлиться опять на одну ногу.
Прыжок может предшествовать какому-то более сложному прыжку или быть завершающим элементом, после которого следует принять нужное положение ног.
Развивать прыгучесть в художественной гимнастике начинают с самых первых занятий. Даже элементарный галоп нельзя сделать правильно без нужных навыков. При развитии высоты прыжка активно используют утяжелители.
По единодушному утверждению специалистов, прыжкам всегда отводилась и будет отводиться важнейшая роль в упражнениях художественной гимнастики. В произвольных композициях наиболее широко представлена именно эта структурная группа движений. Прыжки придают упражнениям динамичность, во многом определяют трудность упражнений. Выполнение прыжков, по сравнению с другими элементами художественной гимнастики, требует значительного уровня развития физических качеств.